Мистический рок или нелепая случайность. Трагической смерти Лермонтова могло и не быть, если бы …

Смерти могло и не быть, выпади из нее хотя бы одно звено.

Вся жизнь великого поэта Михаила Лермонтова была короткой, но красивой игрой с судьбой. Он два раза бился на дуэли. Любил говорить то, что думал, и очень часто оказывался не в том месте не в то время. Обстоятельства его смерти давно изучены историками. Все знают имя истинного убийцы. Но никто не может и предположить, что во всем виноват лишь трагический случай. Точнее, роковая цепь событий. Смерти могло и не быть, выпади из нее хотя бы одно звено.

Известный историк-литературовед Владимир Захаров так пишет о Лермонтове в своем очерке: «Для нас Лермонтов — великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук».

Трудный характер Лермонтова выработался еще в раннем детстве. Безотцовщина, ранняя смерть матери, бабушка, которая воспитывала, как умела. Мальчику не хватало твердой отцовской руки. Он рос в атмосфере свободы, вседозволенности. У него было множество друзей, с которыми он развлекался днями напролет.

Однако путь дворянина — путь офицера. И в 18 лет молодой человек поступил в Школу гвардейских прапорщиков. Армейская жизнь не была ему по вкусу. Он часто получал выговоры от начальства за несвоевременное выполнение приказов, халатность и расхлябанность. Нельзя сказать, чтобы он был плохим учеником. Он был просто экзальтивным, эгоистичным ребенком, который вдруг попал в мир взрослых.

Его острый и злой язык был причиной частых ссор с товарищами. Тем не менее, зла на него никто долго не держал. Закончив учебу, он оказался при дворе, где о нем уже были наслышаны.

Отношение к нему было неоднозначное. Его талантом восхищались, так же как и его яркой внешностью. Его отношение к службе вызывала недовольство у старых вояк, а произведения считались дерзкими

Мишель, что называется, играл с огнем. Тем не менее он не имел пагубных привычек, был равнодушен к картам, женщинам и вину. Любил общаться с людьми. Писал поэмы, и был вхож во все лучшие дома Петербурга.

 

Однако «На смерть поэта» ему не простили, хотя до этого Лермонтову много сходило с рук. Он был сослан на Кавказ, и лишь долгими уговорами власть имущих бабушка смогла вернуть внука назад в столицу. Живя в Царском селе, он продолжал служить в Гусарском полку, писать стихи и общаться с друзьями. В феврале 1840 года именно там произошла роковая встреча — первая из череды событий, которые привели поэта к смерти.

Сын французского посла Лаваль Барант задел честь поэта. Лермонтов не мог простить того, что его обвинили в трусости. Он знал, что дуэль в России карается наравне с убийством, но все равно вызвал молодого человека свести счеты.

Встреча состоялась 18 февраля на Черной речке. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов, желая пощадить француза, выстрелил в сторону. Весть об этом событии быстро разнеслась по Петербургу. Поэт был взят под стражу, Баранта укрывали в особняке отца.

Француз лишь нагнетал конфликт со вспыльчивым офицером. Во время очной ставки он настолько разозлил Лермонтова, что предложил ему новую дуэль. Такого ему не простили. Лермонтов был вновь сослан на Кавказ. На этот раз всерьез и надолго. Однако он получил возможность провести неделю отпуска в Петербурге.

5 февраля 1841 года случилось событие, предопределившее его судьбу. Будучи на «масленичном» балу у графа Воронцова, Михаил неожиданно встретился с Императором, который не планировал посещать данное мероприятие, и оказался там лишь по воле своей жены. Царь принял случайную встречу за дерзость и не простил её молодому офицеру.

Лермонтов пытался подать в отставку, понимая, что карьера военного идет вкривь и вкось, и лучше мирно жить в своем поместье. Но Николая I непреклонен. Он отправляет Лермонтова на войну. Кавказ должен стать для него могилой. Компанию ему составляет его друг и родственник Александр Столыпин, с которым они добираются до Ставрополя.

И тут происходит очередная история, которая подталкивает поэта к гибельной развязке. Царь хотел, чтобы Лермонтов был приквартирован к своему отряду в Тифлисе. А значит, не участвовал бы в боевых действиях, не мог отличиться и получить прощение за подвиги.

Тогда Лермонтов предложил Столыпину съездить в Пятигорск к семье Верзилиных. Столыпин долго упрямился, пока поэт не достал из кармана монету.

«Вот, послушай, бросаю полтинник, если упадёт кверху орлом — едем в отряд; если решёткой — едем в Пятигорск» — безапелляционным тоном сказал он.

Выпала решка.

В Пятигорске они сумели договориться с местными докторами, и получили разрешение остаться там на долгое время, дабы «поправить здоровье» на серных ваннах. Там же они устраивали балы в доме Верзилина, у которого было три очаровательные дочери (Эмилия — 26 лет, Аграфена — 19 и Надежда — 15).

За Эмилией Лермонтов долго ухаживал, но она предпочла другого молодого человека. Имя ему было Николай Мартынов. Лермонтов ревновал и частенько высмеивал Мартынова за его манеру носить кинжал, подтрунивал над его речью и всячески пытался выставить в невыгодном свете.

Мартынов долго прощал ему. Пока однажды, на последнем балу, в то время как хозяин дома музицировал на фортепьяно, поручик вполголоса не пошутил над Мартыновым в очередной раз в обществе дам. В эту секунду музыка умолкла и Николай услышал шутку. Такого он простить не мог. Он был молод, горяч и тут же вызвал Лермонтова на дуэль.

Михаил Юрьевич до последнего старался предотвратить дальнейшее развитие событий, наученный горьким опытом. Он больше волновался за вызвавшего его, чем за себя. Но Мартынов был непреклонен.

15 июля 1841 года они сошлись на небольшой поляне у подножия горы Машук. Они долго целились друг в друга. Но вдруг Лермонтов закричал:

«Не хочу я в этого дурака стрелять!»

А «дурак» вспылил и выстрелил. Сдали нервы. Пуля прошила тело насквозь. Поэт умер с ироничной улыбкой на устах.

Смерти можно было избежать. Но монета решила все. А может быть, та роковая встреча в Петербурге. Или так не вовремя решивший закончить свое соло на фортепиано Верзилин.

Хочется закончить это грустное повествование черновым отрывком из произведения самого Михаила Юрьевича «Фаталисты»: «Весело испытывать судьбу, когда знаешь, что она ничего не может дать хуже смерти, и что смерть неизбежна, и что существование каждого из нас, исполненное страданий или радостей, темно и незаметно в этом безбрежном котле, называемом природой, где кипят, исчезают (умирают) и возрождаются столько разнородных жизней».

Источник

Бонжур Гламур